ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Кьябдже Триджанг Ринпоче (1901-1981)

 

 

Триджанг Ринпоче родился в 1901 году и был признан перерождением предыдущего Триджанга, который был Гандентрипой (Главой Гелугпа). Уже в три года он занял резиденцию Триджангов в Лхасе.

В 1906 году, в возрасте 5 лет, он переехал в жилище в Чусанг Ритрое, где он встретился с Пабонгкой Ринпоче. От него он получил свое первое учение, набор инициаций в Манджушри из секретных линии Цонкапы. Их отношения длились всю жизнь. Так он стал ближайшим учеником Побонгки Ринпоче. 1

В 1907 году, в возрасте 6 лет, он отправился в монастырь Гепел Линг около Ретенга, родины учений Кадампа. Там он принял пять обетов Пратимокши и десять обетов монахов новичков, получив имя Лосанг Йеше Тензин Гьяцо Пелсангпо. Он тогда изучил многие буддийские тексты, в том числе более половины Мадхьямакаватара Чандракирти, и анализировал их смысл.

Cледующие 12 лет он провел за изучением классических текстов на степень геше - Праманавартика, Мадхьямака, Праджняпарамита, Виная и Абхидхармакоша - в основном в соответствии с учебниками Панчен Сонам Драгпы. Он также изучал собрание сочинений Чже Цонкапы, 1-го Далай-ламы и Панчен-ламы Чокьи Гьялцена. Он был лучшим учеником в своем классе.

В 1908 году он получил посвящение в Калачакру от Серконга Ринпоче, а также посвящение в Манджушри, Авалокитешвару и Ваджрапани. Позднее он получил посвящения Гухьясамаджи, Ямантаки, Херуки и Ваджрайогини. Он также продолжал получать указания и посвящения от Пабонгки Ринпоче, включая собрания сочинений Гьялвы Ензапы, собрания работ Панчен Чокьи Гьялцена, и гуру йогу Чже Цонкапы называемую Ганден Лха Гьяма ("Сотни божеств радостной Земли").

В возрасте 14 лет, в 1915 году, он получил посвящение на "шесть способов Вращения чакр Херуки" (в том числе инициацию костюма костяных украшений), а также все посвящения Тантры Активности от Кхьенраб Йонтен Гьяцо, 88-го Ганден трипы. В 1916 году в возрасте 15 лет он изучил всю грамматику тибетского и с тех пор сочинил тысячи акростихов. Он также составляет песнопения для духовных практик и церемоний для использования в монастыре Ганден Шарце. 2

В 1919, когда ему было только 18, он дебатировал перед Геше трех главных монастырей Гелугпа для его выпускного экзамена. Они задавались вопросом, будет ли он достаточно умен для такой задачи, ведь он был так молод и не так долго учился, но все закончилось "восхвалениями его до небес" из-за ответов, которые он давал.13-й Далай-лама присудил ему третье место, и он получил степень геше Лхарампы. 1 Вскоре после этого он принял 253 обета рукоположения монаха от 13 Далай-ламы. в 1919 году он был принят в Верхний Тантрический колледж Гьюто, где изучал Коренную Тантру Херуки и комментарии Чже Цонкапы, “Освещение всех скрытых значений” (Be don kun sal.).

В возрасте от 20 до 22, Триджанг Ринпоче получил многие учения и посвящения от своего коренного гуру Дже Пабонгкапы, включая посвящение в синдхура мандала Ваджрайогини Наропы, тело мандала Херуки в соответствии с Гантапой, наставления по Лама Чопа (подношение Духовному руководителю), Махамудра Гелуг, Ламрим Ченмо (этапы большого пути) по Чже Цонкапа и семь пунктов тренировки ума от Геше Чекхава. После пребывания в Тантрическом Колледже в течение одного года, он пошел в Чатренг в области Кхам, где он услышал еще больше учений и все его свободное время занимал медитативными ретритами на божествах, включая Ямантаку, пять божеств Херука, Ваджрайогини, Хаягрива и Авалокитешвара. Также он выполнил свои предварительные практики (ngon dro), очищение ума и накопления заслуг в соответствии с Лама Чопа и медитировал на Ламрим и Лоджонг. 1

В 1924 году, когда ему было 23 года, геше Йонтен просил его преподавать в колледже Ганден Шарце. Тогда он дает устные передачи в собрания сочинений Чже Цонкапа и Его главных учеников около 200 монахам, а затем уже посвящения в Ваджрайогини Наропы около 60 ламам и монахам. Затем он был приглашен Артог Тулку из монастыря Сера Дже дать посвящения в пять божеств Херука и Хаягрива для примерно двухсот человек. В Чатренге, в 24 года, он преподавал Ламрим уже двум тысячам монахов и мирян, и дал посвящения Авалокитешвары. Он также давал подробные наставления по практике Гуру Пуджа (Лама Чопа). Затем он получил приглашения дать посвящения Гухьясамаджи, Авалокитешвары и Ваджрайогини в монастырь Гангкар.

В возрасте от 24 до 27, он путешествовуем и преподает во многих известных местах традиции Гелугпа по всему Тибету, и становится все более известным среди многих тысяч монашествующих и мирян. Он также преподавал в центрах Сакьяпа и Ньингмапа по их просьбе. 1Он дал посвящения Авалокитешвары и наставления по Ламриму почти трем тысячам монахов монастыря Джампа Линг в Литанге, так как и многим местным жителям. В предгорьях Камбо, в священном месте Чакрасамвары, он дал посвящения и привел длительный ритрит.

В 1928 году в возрасте 27 лет, он вернулся в Чатренг и был приглашен тантристами из Ганга Чагра дать инициации в мирные формы Падмасамбхавы и шесть форм Падмасамбхавы Согласно Древним сокрытым текстам. Он также помог им восстановить Храм Чагра. По возвращении в Лхасу в том же году, он продолжал посещать монастыри. Когда он достиг Лхасы он встречался с 13-м Далай-ламой и Пабонгкой Ринпоче и сделал подношения серебряных монет, хлеба и чая для всех монахов Гандена. Он также учредил фонд для монахов. В следующем году, в возрасте 28 лет, он также пожертвовал дары для всех присутствующих на Монламе, и было сделано много подношений в тантрических колледжах. В течение следующих нескольких лет, вплоть до 1932 года он получил глубокие учения от Пабонгка Ринпоче, в том числе устных инструкций многих тайных линий Гелуг, также он участвует в тантрических ретритах. В 1932 году он дал более обширные учения в монастырях Ганден Шарце и Жангце.

В 1933 году умер 13-й Далай-лама, Триджанг Ринпоче, Линг Ринпоче и другие ламы из монастыря Сера и монастыря Намгьял помогали в обрядах освещения тела и реликвий.

В 1936 году в возрасте 35 лет, он даровал посвящения Херуки монахам монастыря Ганден, а затем совершил путешествие по южному Тибету, чтобы делать подношения и давать учения. Он также продолжал получать указания от Пабонгка Ринпоче и сделал обширные подношения колледжам Ганден Шарце и Жангце 3

В 1938 году, когда Триджангу Дорджечангу было 37, Пабонгка Ринпоче был приглашен в монастырь Ганден научить Ламрим Ченмо, Великим этапам пути к просветлению, которое он давал четыре недели для более чем 2000 монахов и многих мирян. За это время, Дже Пабонгкапа передал своему главному ученику Триджангу Ринпоче копию текста в золотой надписи, наряду с ритуальными субстанциями и другими ценными предметами. Позднее Триджанг Ринпоче взял на себя ответственность за редактирование этого классического Ламрим текста своего коренного Гуру, Пабонгки Ринпоче, который нызывается “Освобождения в ваших руках”. 4 После посещения учений Дже Пабонгкапы по Ламрим Ченмо в монастыре Ганден, в 1939 году Триджанг Ринпоче посетил места паломничества в Индии и Непале, сделав подношения в каждом месте. Затем он пошел давать учения и посвящения в Херуку, Гухьясамаджу, Ямантаку, Ваджрайогини и Гуру пуджу в монастырь Дунгкар в Дромо, а также по возвращении на родину он посетил важные объекты в Цанге, в том числе монастырь Таши Лунпо.

В 1940 году он преподавал Гуру Пуджу и Махамудру Гелуг старшим монахам Ганден Жангце. В 1941 году он получал последние учения от Дже Пабонгкапы.

В 1941 году Триджанг Ринпоче был назначен младшим преподавателем Далай-ламы, и в дальнейшем помогал старшему преподавателю Лингу Ринпоче в его воспитании, обучая его чтению и запоминанию текстов. 14-й Далай Лама в своих книгах называет Триджанга Ринпоче "коренным гуру". 5 6

В 1941 г. Триджанг Ринпоче также получил известие, что его коренной учитель Дже Пабонгкапа умер. Это глубоко опечалило его, и он делал много молитв и подношений. В 1942 году он был одним из рукоположивших Далай-ламу (и позднее в 1954 году он выступал в качестве так называемого "инквизитора в тайны", когда Далай-лама принял полное посвящение.)

В 1947 году он начал преподавание диалектики Далай-ламе и логические тренинги (до завершения обучения в 1959 году путем проведения окончательного устного экзамена Далай-ламы во время Монлама), а так же взял его в путешествие по монастырям Дрепунг и Сера для возведения его на престолы в этих монастырях.

В 1950 году китайские коммунисты вошли в район Чамдо через Кхам и, как следствие Триджанг Ринпоче сопровождал Далай-ламы, в его духовной и текущих служебных обязанностях, в Дромо, где он дал много наставлений по Ламриму. Там же Триджаг Ринпоче дает Далай-ламе посвящение в Дхармапалу Дордже Шугдэна.

Около 1950 года Кьябдже Триджанг Ринпоче пишет Гьяллу, тибетский национальный гимн, который теперь принят сообществом в изгнании. В 1954 году он сопровождал Далай-ламу в Ганден, а затем в Пекин через Конгпо, Пово, Чамдо и т.д.

В 1956 году он сопровождал Далай-ламу и Панчен-ламу совершающих паломничество в Индию.

В 1960 и 1961 годах, после того как он и Далай-лама бежали в Индию, он дал Далай-ламе основные посвящения пяти божеств Херука в соответствии с Гантапой, Ваджрайогини по Наропе, и другие инициации. В 1962 году он дал ему посвящение в тело Мандала Херуки и научил стадии порождения и стадии завершения этой тантры. В 1963 году он дал Далай-ламе устную передачу полного собрания сочинений Чже Цонкапы, а также наставления по Гуру Пуджи, Махамудре Гелуг и Ямантакатантре. В 1964 году он преподавал Далай-ламе Ламрим Ченмо и 800 стихов Праджняпарамита сутры, а в 1966 он дал Далай-ламе устную передачу собрания сочинений Гьялцапдже и Кхедрубдже (двух главных учеников Чже Цонкапы). Весной 1970 года он преподавал Далай-ламе стадии порождения и завершения Читтамани Тары и Ваджрайогини по Наропе, а так же дал ему посвящение в 16 капель Кадампов.

Позднее в том же году он дал много посвящений долгой жизни, наряду с началом Гухьясамаджи и учением о “Колесе Острого Оружия” и Лоджонг (тренировка ума), а также основные посвящения в 62 Божества Херука по Луипе. В передних рядах были также 700 различных студентов, включая представителей Верхнего и Нижнего тантрических колледжей. Помогая всецелому образованию Далай-ламы, он всегда продолжал учить и давать посвящения все большему и большему числу монахов в тантрический колледжах, Таши Лунпо, Ганден, Сера, Намгьял и других странах.

С 1960 году, находясь в изгнании в Индии, он продолжал преподавать и давать посвящения Далай-ламе и многим другим ученикам, включая дарование посвящений Ваджрайогини в Дхарамсале, и многие учения и посвящения в недавно созданных монастырях в Букса, тантрических колледжах Далхаузи, и тибетском монастыре в Варанаси. В 1967 году он преподавал Сотни божеств радостной земли (гуру йога Чже Цонкапа по линии Сегью) для сотен студентов в Дхарамсале, а в 1970 году он дал аналогичные учения в Бодхгайе. В 1969 году он дал основные посвящения в Херуку по Луипе почти тысячам человек, по просьбе колледжей Тантры. Осенью 1971 года он посетил Майсур в южной Индии по просьбе монахов из трех крупных монастырей, которые поселились в тибетском лагере Мундгод, и дал обширные учения и посвящения монахам и мирянам, и рукоположил сотни молодых монахов. В это время он также приносил подношения Сангхе и подношения статуям Чже Цонкапа и двум его сыновьям в главном храме Ганден, наряду с тханками. В 1972 году он дал посвящения Ваджрайогини в Дхарамсале для 800 монахов и мирян и так же в Бодхгайя. Позднее в том же году он преподавал в Институте тибетологии в Варанаси, а в следующем году он дал посвящения в Херуку и Ваджрайогини до 700 человек в тибетском монастыре там же. Он и старший преподаватель Линг Ринпоче также обменялись учения и посвящениями. В 1969 году он преподавал Лингу Ринпоче Ламрим Ченмо, а в 1970 он даровал ему посвящения в Ямантаку. В свою очередь, в 1970 году он получил от Линга Ринпоче посвящения в Тантру Вайрочаны, а также учения по Ламрим Ченмо. В 1972 году он дал Лингу Ринпоче учение о Гуру Пудже и Ямантаки, а в ответ получил учение о тормах для Ямантаки.

Хотя он уважал лам во всех тибетских буддийских школах, и даже давал им учения и посвящения, Триджанг Ринпоче преподавал в основном учения из традиция Гелуг Чже Цонкапы. Он также был обладателем, устной традиции Ганден, которая была передана ему в полном объеме его коренным гуру Пабонгкой Ринпоче.

Триджанг Ринпоче является также автором различных буддийских работ. В 1967 году в возрасте 66 лет он создал детально разработанный набор наставлений для начального и среднего “Этапов пути к просветлению” (Ламрим). Среди многих работ, он также написал: 3

Liberation for Your Safekeeping, композиции из записок речей Пабонгки Ринпоче по Ламриму (который включен в число собрания сочинений Дже Пабонгка). Тело Мандала Шри Чакрасамвары согласно Гхантападе

Длинная церемония посвящения, связанная с Херукой и Гухьясамаджа для Верхнего Тантрического колледжа

Набор инициаций в Читтамани Тару

Полный набор примеров для положений грамматики, в стихотворной форме

Каталогизация работ Чатренг Джампы

Различные биографии

Различные ритуалы, молитвы и мольбы, в том числе для реинкарнации различных ламы

Набор инициаций в Белую Тару

Набор инициаций в божество защитника Дордже Шугдэна.

Работа посвященная истории и природе Дордже Шугдэна, “Music delighting the ocean of protectors”.

Кангсо Дордже Шугдэну:

Просто размышление о тебе очищает все препятствия

Могущественный Гьялчен Шугдэн, кто осуществляет совершенные действия

Прими этот океан подношения Торма из веществ Самая

И выполни действия которые я прошу!

Водрузи Знамя Победы учебы и практики

Общего учения Будды и особенно

Превосходной системы Цонкапы,

Основы всей поддержки и благополучия для существ трех царств,

Нетронутой ветрами зла, Повсюду в десяти направлениях!

Очисти всю тьму во всем мире, ущерб от четырех стихий,

Болезни, эпидемии, войны и насилие,

Голод и весь распад вырождения

И распространи счастливое, благоприятное озарение повсюду!

Особенно, О Владыка Стражей Дхармы,

Мы йоги, которые уже давно полагаемся и почитаем тебя,

Поручаем тебе все,

Действиями наших трех врат, от наших сердец.

Защищай нас непрерывно,

Пусть испарятся бедствия, болезни, демонов, преграды, напасти,

Роковые астрологические конфигурации, духов и вредителей,

Все внешние и внутренние неожиданные

Неблагоприятные обстоятельства,все без исключения,

Подобно росе тронутой лучами солнца!

Принеси увеличение всех добродетелей, совершенства и успехов в жизни и мире,

Долгую жизнь, почет, все желаемые богатства и удовольствия,

Реализацию трех основных путей, йоги двух стадий и т.д.

Соперничая в увеличении с прибывающей луной!

Таинственный надзиратель, своим крюком,

Притягивай в благую судьбу гармоничных условий

Для выполнения всех духовных и мирских благ

Ради Учения и существ, великих целей и прочего,

И все потребности и богатства гордых дэвов и людей.

С неотвратимым сверкающим острым боевым клинком

Размельчи и возьми как пищу жизнь и дыхание людей, не людей и духов,

Которые наносят прямой и косвенный вред, без исключения.

Смири все затруднения и препятствия деятельности

Для достижения наших глубоких сокровенных желаний!

Покажи признаки просветленных действий, быстрых, как молния,

Способствуй созреванию в полной мере наших надежд и пожеланий!

Словом, всегда сопровождай нас, йогов, неразлучно, как тень нашего тела,

Смотри на нас своим оком мудрости, без перерыва,

Даруй твои защитные действия, Могущественный Шугдэн!

У Триджанг Ринпоче было много известных учеников, некоторые из которых стали известными на Западе, такие как 14-й Далай-лама, Кьябдже Сонг Ринпоче, Лама Еше, Геше Келсанг Гьятцо, Геше Рабтен, Гонгсар Ринпоче, Дагьяб Ринпоче, Томо Геше Ринпоче, Лама Сопа Ринпоче, Тсем Тулку и многие другие, а так же бессчетное количество монахов и мирян в Индии и за её пределами.

Кьябдже Триджанг Ринпоче и Кьябдже Линг Ринпоче заложили основы трех великих монастырей на юге Индии, Тантрические колледжи и множество различных монастырей в Индии и других странах.

 


 

1 A Short Biography of Trijang Rinpoche, Tibet Journal

2 The Musical Lake of the Speech Sarasvati by Trijang Dorjechang.

3 A Short Biography of Trijang Rinpoche , by Lobsang Palden Tenzin Yargye, Tibet Journal Volume Vii, nos. 1 & 2, Spring/Summer 1982

4 Liberation in the Palm of Your Hand : A Concise Discourse on the Path to Enlightenment, Wisdom Publications; 2nd edition (November 3, 2006), ISBN 0861715004

5 Dalai Lama, The Gelug/Kagyu tradition of Mahamudra . Ithaca, NY: Snow Lion Publications (1997), p. 170.

6 Dalai Lama, Union of Bliss and Emptiness, p. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале