ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

 

Джигме  Норбу,  четвертое  воплощения  Ума Шабдрунга (1831-1861)

 

"Я возвожу вас на престол как Великого Короля Защитников Дхармы"

 

Как уже упоминалось ранее, Нгаванг Намгьял Шабдрунг сыграл важную роль в формировании Бутана как государства не зависимого от Тибета во времена Пятого Далай-ламы. Шабдрунг также установил двойную систему раздельного управления между Дези (правителем), в сферу которого входила светская администрация и Дже Кхенпо, обязанностью которого было руководство Главной Монашеский организацией. Правопреемство Дези было отмечено кровавой борьбой за власть и в конечном итоге они утратили свою роль с развитием монархии в 1907 году. Что касается преемственности самого Шабдрунга, после смерти вместо одной реинкарнации было признано три: по одной для тела, речи и ума. Как правило, реинкарнация ума и признается как Шабрунг. 1

Дже Кхенпо по-прежнему является главой школы Друкпа Кагью в Бутане, и более того Шабдрунг имеет свои корни как реинкарнация линии мастера Друкпа Пема Карпо (1527-1592). Вместе с тем, поскольку ньигмапанский тертон Пемалингпа (1450-1521) родился и базировался в Бутане, его наследие Ньингма в конце концов поглощено школой Друкпа, о чем свидетельствуют собрания сочинений иерархов Друкпа. Тем не менее, было бы приуменьшением считать влияние Пемалингпы в Бутане как только духовное, его потомки были семейные высоко ценились и женились, составив светскую и религиозную аристократию в Бутане.2 Все эти вышеупомянутые аспекты Бутана, нашли отражение в Джигме Норбу, четвертой инкарнацией ума Шабдрунга (zhabs drung thugs sprul). Он родился в семье потомков Пемалингпы и среди его учителей были несколько важных Дже Кхенпо: Шераб Гьялцен (25-й Дже Кхенпо), Падма Сангпо (27-й /29-й Дже Кхенпо), Джампел Гьяцо (30-й Дже Кхенпо), а также Йонтен Гьялцен ( 31-й Дже Кхенпо). Помимо того, что признается в качестве реинкарнации ума Шабдрунга, он был также на кророткое время возведен на престол Дези в 1851 по рекомендации Главной Монашеской организации. Тем не менее, этот срок был недолгим, так как он стал жертвой политического переворота, знамение времени. Был вынужден уйти в отставку в 1852 г. и бежал в Тибет.3

Собрание сочинений Джигме Норбу было опубликовано как собрание сочинений (gsung 'bum) четвертого Zhab-drung Thugs-sprul Бутана 'Jigs-med-nor-bu (1831-1861) в 1984 году в Национальной библиотеке Бутана. Оно состоит из одного тома, 1071 страниц Страницы 735-785 включают ритуалы для различных защитников называется "bka' gter srung ma rnams mchod cing 'phrin las bcol ba'i rim pa khrag 'thung khros pa'i gad rgyangs zhes bya ba bzhugs so.

Введение делает акцент на Гуру Ринпоче pad ma thod 'phreng , могучий Лотос Гирлянды черепов, воплощение всех объектов прибежища и на последователях его традиции, особенно на тертоне Пемалингпа и его защитниках.

Ритуал включает в себя инструкции по оформлению торм и аннотации различных разделов, таких как призывание и восхваления (phyag 'tshal). Среди защитников, перечисленных в этом ритуале есть Махакала (dpal mgon), Палден Лхамо, Церинг Ченга, Рахула (gza' bdud chen po), zhing skyong ma, pha ma bu gsum , Тсиу Марпо, bya khrid btsan rgod , Дордже Шугдэн и jag pa me len. На стр. 746, Дордже Шугдэн вызывается из Ланки (как и в ритуале Дре'у Лхас) и Лхасы (lang ka'i grong dang lha ldan rgyal khabs).

Восхваление для всех защитников ближе к концу ритуала на страницах 782-783:

Хум

Нерожденная природа чистой Дхармакаи

Непрерывная, само-проявленная, спонтанная сила Самбхогакаи,

Слава океану давших обет защитников являющих различные

Четыре активности в танце непостижимой Нирманакая.

Страницы содержат 910-929 один ритуал посвященный Дордже Шугдэну, который называется rgyal chen rdo rje shugs ldan rtsal gyi gsol kha 'phrin las myur 'grub zhes bya ba bzhugs so.

Ритуал начинается с этого стиха:

Пока не достиг просветления,

я простираюсь к ногам Маха Гуру Падмасамбхавы,

воплощению всех Будд трех времен.

Первоначальные стихи, которые описывают Дордже Шугдэна совпадают с ритуалом написанным предыдущим мастером Друкпа Кагью: Дре'у Лхас. По ходу ритуала, есть вирши, которые совпадают дословно, либо совпадают отчасти с некоторыми дополнениями, а также перемежаются совершенно новыми. Например, в стихе перед призыванием (spyan 'dren) его из ваджрного дворца есть дополнительные стихи, где называются различные жилища Дордже Шугдэна: dpal sa skya'i gtsug lag khang (монастырь Сакья), dol dum bu chos 'khor и Лхасский [храм Шугдэна] Троде Кхангсар. Этот ритуал также включает в себя призывания находимые в ритуале Дре'у Лхас с некоторыми незначительными изменениями. Например, ритуал Дре'у Лхас содержит:

'jigs rten dbang phyug thugs rje'i gdul bya'i zhing

'jigs rung gdong dmar lang+ka sring po'i yul

gnas dang chos 'khor gtsug lag skyong mdzad pa'i

sprul pa'i chos rgyal 'khor bcas gshegs su gsol

Тем не менее, Джигме Норбу пишет:

snying rje'i dbang phyug gang 'dul gdul bya'i zhing

'jigs rung gdong dmar lang+ka srin po'i grong

chos 'khor gtsug lag gnas yul skyong mdzad pa'i

sprul pa'i chos kyi rgyal po gshegs su sol

Таким образом, стихи очень близки к тому же смысловому содержанию с некоторыми незначительными изменениями в формулировках.

Стихи призывания заканчиваются мантрой отсутствующей в ритуале Дре'у Лхас:

dha rma pA la rA dza ba dzra be ga Na a rda sa pa ri wa ra sa ma ya dza dza

Как и в ритуале Дре'у Лхас, далее идут разделы для подношения и освящения тормы.

Затем в обоих ритуалах стихи восхвалений. В первой строке восхваления Джигме Норбу был изменен статус Дордже Шугдэна по сравнению с Дре'у Лхас, теперь он называется великим защитником, который является собранием силы всех Будд (rgyal kun mthu stobs gcig bsdus bstan bsrung che). Ритуал Дре'у Лхас описывает только центральную фигуру с расплывчатой ссылкой на другие эманации, но Джигме Норбу в вверении активности описывает четыре окружающих фигуры, составив эти описания из стихов, заимствованых у Морчена Дордже Чанга с некоторыми незначительными изменениями.

Далее следуют стихи исполнения (bskang ba), затем стихи покаяния.

Призванные для защиты важнейшей доктрины

Падма-Ванга и отца Джамьянга и сыновей

Херука и Ваджракапаламалин [Гуру Ринпоче],

Дордже Шугдэн и свита думают обо мне.

Далее следуют стихи возведения на престол (mnga' gsol), в том числе:

Наделенный всеми полномочиями и скрепленный ваджрой бессмертным Видьядхарой Ваджракапаламалином [Гирлянда Черепов, Гуру Ринпоче] для защиты главной и специфической доктрины,

Я возвожу вас на престол как Великого Короля Защитников Дхармы.

В целом, этот ритуал уникален тем, что в нем повсюду конкретно упоминается Гуру Ринпоче. Очевидно текст основан на более раннем ритуале, все же еще остается нерешенным вопрос, было ли это включение Дордже Шугдэна в качестве защитника уникальным только для этого мастера и только Бутанской Друкпа Кагью, или прочие их мастера (Je Khenpo) также умилостивляли Шугдэна. Как видно, это больше чем простое совпадение, что текст основан на ритуале Дре'у Лхас, пока единственном обнаруженном до 4-го Шабдрунга тексте Друкпа Кагью для умилостивления Дордже Шугдэна.

 


 

1 Rose, Leo E. (1977). The Politics of Bhutan. Ithaca: Cornell University Press, pp. 26-28.

2 Aris, Michael. (1988). Hidden Treasures and Secret Lives. Shimla: Indian Institute of Advanced Study, pp. 105-106.

3 Dorji, C.T. (1994). History of Bhutan based on Buddhism. Thimphu, Bhutan : Sangay Xam in collaboration with Prominent Publishers, pp. 135-136.

 

Д Х А Р М А Р А Д Ж И   Б У Т А Н А:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале