ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

 

8-й Богдо-гэгэн и его Оракул (19-20 век)

 

Богдо-гэгэн VIII родился в 1869 году в семье тибетского чиновника из окружения 12-го Далай-ламы, спустя год после смерти своего предшественника Богдо-гэгэна VII. Первые годы жизни он провёл с матерью в лхасском дворце Далай-ламы, Потале.1 Официальное признание мальчика новым Богдо-гэгэном состоялось в Потале при участии Далай-ламы XII и Панчен-ламы. 2

В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом Лувсанхайдавом.

Учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол определил способность Лувсанхадава как чойджин-ламы (оракула). В 1884 году из Тибета был приглашен опытный чойджин-лама Сэтээва и местный лама Лувсанпэлжээ для исполнения ритуала нисхождения божеств защитников.

В медиума Лувсанхайдава стали входить Чойджины:

Найчин-чойжин (Нечунг), Зэмэр-чойжин (Тсиу Марпо) и Дорж ШYгдэн (Дордже Шугдэн).

Предполагалось, что именно они станут опорой монгольской государственности и помогут в борьбе против маньжуров.

На благо страны и народа Богдо-гэгэн назначил брата государственным оракулом Монголии.

Чойжин-лама Лувсанхайдав

Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник «красной веры», не придерживался принятой в школе гелуг практики целибата и женился.4 Традиционно оракулы стараются жениться, т. к. способности медиума передаются потомству.

Лувсанхайдав на собственные средства и средства жены Сурэнхор-лоо, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового храмового комплекса в честь государственного оракула вокруг уже построенного на этом месте в 1891-1901 годах храма Зуу.

Император Маньчжурии не давал разрешения на строительство этого храма, так как он был предназначен для проведения религиозных обрядов в защиту Монгольского государства, но Чойжин-ламе Лувсанхайдаву удалось его уговорить.

В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» (монг. θрш⊖⊖лийг хгжYYлэгч сYм).

Храм строился монгольскими умельцами и строителями под руководством знаменитого архитектора столицы Монголии - Ургоо того времени Омбо.

Богдо Гэгэн VIII

В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» (Хар, зYгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгYй зYтгэн бYтээсэн орд харш).6

Богослужения и религиозные обряды проводились в этом храме до 1938 года. Удивительно, но храм Чойжин-ламы не постигла участь многих тысяч других монастырей и храмов Монголии, которые были разрушены в сложные годы репрессии 1930-х годов. В 1942 году было принято решение превратить его в музей истории религии. Храм Чойжин-ламы сохранился практически в том же виде, каким он был при Лувсанхайдаве, если не учитывать мелкие ремонты, проведенные в некоторых его пределах.

Там хранятся 108-томный буддийский канон Кангьюр и 226-томный Тенгьюр, привезённый из Тибета Богдо-гэгэном VIII, а также коллекция масок для церемонии цам.

Сам комплекс, включал 5 отдельных зданий и 55 комнат. Главный храм комплекса назывался Гол-Сум и состоял из двух соединенных зданий: в одном шло богослужение, в другое из него Государственный Оракул удалялся для предсказаний.

Снаружи храма располагается молельня, выполненная в форме традиционной монгольской юрты, а также площадка, на которой Лувсанхайдав выполнял тантрические ритуалы.

В храме Зуу, посвящённом Будде Шакьямуни, экспонируются три статуи Будды. На стенах храма — изображения 16 архатов и четырёх махарадж. В храме Ядам Чойжин-лама проводил важнейшие ритуалы, и он был закрыт для верующих. В нём находятся бронзовые статуи 84 индийских махасиддхов, а также статуи йидамов Калачакры и Махамаи, будды Ваджрадхары и др. Храм Амалган посвящён первому тулку Богдо-гэгэна, Дзанабадзару (1635—1724). 7

Там же можно увидеть статуи трех чойжинов, входивших в Государственного Оракула и статую самого Лувсанхайдава. Храм является одним из лучших памятников монгольской архитектуры начала ХХ в.

Активность трех Чойджинов видимо благотворно сказалась на политическом положении Монголии. Через три года по завершении строительства описанного комплекса Монголия объявила о независимости (1911 г.). Китайский гарнизон Урги был разоружен, маньчжурские чиновники покинули страну. В столице прошла торжественная церемония возведения Богдо-гэгэна VIII на престол Великого Хана Монголии. Даже с установлением в 1921 году красной власти и формированием нового народного правительства, Богдо-гэгэн был вновь интронизирован как ограниченный монарх, которым оставался до своей смерти в 24 году.

Статуя Чойжина Дордже Шугдэна

Несмотря на смену правительств и идеологий Монголия и до сих пор сохраняет государственный суверенитет.

 


 

1 Монгуш М. Известный и неизвестный Богдо-гэгэн // Этнографическое обозрение Online. 2006. Сентябрь. С. 3

2 N.N.Kniazev "The legendary baron"

3 Сазыкин А.Г. В Лхасу за гэгэном // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XIII. — Л., 1990. C. 202—214.

4 Б.Отгонбаяр Дурлалын cYмд тавтай морил (19.05.2006)

5 Д.Гомбосvрэн «Хувь зохиолын тeрeлх мэргэх ухаантай» Эх Дагина

6 ТYYх соёлын дурсгалууд / Чойжин ламын сYм

7 Thrift, Eric. Mandal Fund/Mandal Tours, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три Чойжина

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале