ДОРДЖЕ ШУГДЭН

ГЕЛУГ  Тулку Драгпа Гьялцен 5-й Далай-лама Джая Пандита 4-й Богдо Гэгэн Нгаванг Кхедруп Лама Нюнгне Еше Зангпо 5-й 'Он Гьялсе Ринпоче Сера Дже Драгри Тхайе Тричен Тенпа Рабгье Намкха Тенкьонг Рабджампа Нгаванг Трехор Кангсар Ринпоче 8-й Богдо Гэгэн Серконг Дордже Чанг Кирти Ринпоче САКЬЯ  Морчен Кунга Лхандруб 30 и 31-й Сакья Тризины 33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины 39-й Сакья Тризин Ритуальный текст КАГЬЮ  Друбванг Дреу Лхас Дхармараджа Бутана НЬИНГМА Шугдэн в Сиккиме Шугдэн в Непале

 

 

 

 

Т р и н л е й  К е л с а н г

 

Четвертый Богдо Гэгэн Джецун Дамба Хутухта (1775-1813)

 

“Защитники богословов Лоcелинга, вместе с Дордже Шугдэном, прибудьте сюда”

 

Как упомяналось ранее, Джая Пандита был значительной фигурой Халха-монголов, все же один из его современников, который затмевает его значение, был его учитель первый Джецун Дампа (1635-1723), blo bzang bstan pa'i rgyal mtshan.1 Джецун Дампа был одним из самых важных реинкарнаций линии перевоплощений, начавшейся с официального признания во времена Пятого Далай-ламы, поскольку он был признан как перевоплощение Таранатхи, основателя секты Джонанг Хедрапом Лобсангом Тензином Гьятсо (1605-1643).2 Его более ранние линии реинкарнации включают Пандита 'bar ba'i gtso bo и Махасидху Кришначарья. Первый Джецун Дампа был учеником Первого Панчен Ламы Лобсанга Чокьи Гьялтсена.3 Джецун Дампа, особенно в начале, сыграл решающую роль в становлении школы Гелуг в Монголии.

Более того, он выступает в качестве важного номинальным главы Монголов подачененных Империи Цын в шумной войне между халха-монголами и ойратами под Галданом, которая началась в 1688 г. По одной из версий, эта война началась, когда трон Джецун Дампа было помещен на ту же самую высоту что у представителя Далай-ламы, ойратский хан Галдан воспринял это как неуважение к Далай-ламе и напал на Халха.4 Из биографии Канжурва Хутухты (Внутренняя Монголия):5

Первый хутухту Джецун Дампа, вместе со многими из великих князей Халхи, встретился с Императором Канси, чтобы признать его сюзереном и получить его защиту от врагов. В результате этого поворотного момента в истории нашего народа, многие великие монастырские храмы были построены при патронаже императора и данных специальных указаний.

Джецун Дампа прежде всего почитался халха-монголами, но его заначительность признавалась и другими монгольскими этническими и региональными группами. Биография Канжурвы Хутухты далее поясняет:6

Наши люди обычно никогда не говорят о Джецудамбе Хутухту называя его этим именем. Вместо этого мы используем имя Ар Богда, где "ар" означает "оборот", монгольский эквивалент "внешний", и подразумевающий “Внешняя Монголия” и "Богда" означает Святой. Каждый знает о двух больших воплощениях Тибета, Далай-ламы и Панчен-богда. Мы считаем Ар Богду как высшее воплощение всей Монголии, и действительно он был самым высоким воплощением во всей Монголии, в особенности во Внешней Монголии.

Ряд перевоплощений Джецун Дампа были узнаны по особенным правилам установленным династией Цин7

Согласно Маньчжурской политике он не мог быть местным монгольским воплощением. Но последний Великий Ар Богда был истинно монгольским в своих чувствах, так же, как и непосредственно, поскольку он был воспитан, находился в окружении и под большим влиянием многих значительных монгольских лам в Урге.

Четвертое перевоплощение Джецун Дампы, blo bzang thub bstan dbang phyug (1775-1813)8 [монг. ЛувсантэвдэнванчYг] был очевидно первым монголом, который написал тексты для умилостивления Дордже Шугдэна. Историческая книга, описывающая утверждение тибетского Буддизма в Монголии под названием Rosary of White Lotuses говорит:9

Он родился в U, в году Деревянной Овцы по До(= 13-ый) Робджунг(= 1775). Он почитал царственных Отца и Сына (Далай и Панчен лам) и других мудрецов и сидхов на вершине своей головы. Его ум с рвением воспринял океан сутры, тантры и других учений. Он создал много изображений, книг и чортенов, выделял большие суммы для подношений, и силы его благих дел бросают вызов всем описаниям. В частности он возводил колледжи для дебатов и медитаций. Сам, день и ночь, он никогда не отступал от трех действий слушания, концентрации и размышления. Так, он соблюдал все обеты Виная, приводил в действие три колеса учения и медитаций, открыл океан мандал, и таким образом совершил великие дела для все увеличивающегося распространения безупречной системы Риво Гаденпа [школа Гелуг]. В возрасте 39 лет, в году Водной Птицы (= 1813), он ушел с миром во время посещения горы Пяти-Шапок.

Этот период, конец 18-ого столетия, соответствует периоду распростаранения Дордже Шугдэна в школе Гелуг. Как будет показано ниже, много важных лам Гелуг того времени начали писать различные ритуалы Дордже Шугдэна. Однако в сравнении с ними торма Четвертого Джетсун Дампы имеет один уникальный аспект, подношение описанное ниже начинается с упоминания Шамбалы, видимо поскольку Джетсун Дампа рассматривался как перевоплощение Таранатхи, адепта Калачакры тибетской школы Джонанг. Кроме того, Четвертый Джетсун Дампа был одним из ключевых импортеров Калачакры в Монголию. Согласно этнологу А. М. Позднееву: 10

В 1806 г. он создал специальный Дацан для школы Доинкор [Калачакра]; это был так называемый Dachin-kalbain-sume, в котором проводились и многие другие хуралы основанные на принципах Доинкор, начиная с 1807 г... Кроме того, уделяя внимание задаче развития Доинкора, Геген украсил храм Dachin-kalbain-Sume, позолотив его крышу, а в его внутреннем дворе он построил свою личную резидецию.

Таково краткое резюме его обширных действий. Также в 1808 г., он отбыл в монастырь Амарбаясгалант. Тогда он начал, строительство двух храмов Цанид в Хурээ.11 Дордже Шугдэн один из главных защитников монастыря Амарбаясгалант, и здесь сохранялись останки Четвертого Джетсун Дампа.12 Таким образом, он работал старательно, чтобы основывать монастыри. Краткое подношение торма переведенного ниже был в составе практики в колледжах, основанных Четвертым Джетсун Дампой. Оно включено в каталог Лобсанга Тамдина be bum:13

Ом, великолепное божество Шамбалы,

Правитель Трех миров с красным лицом 14

Защитники богословов Лоселинга,

Вместе с Дордже Шугдэном прибудьте сюда.

Доставляющее удовольствие, порождающие гармонию вещества Самая,

В особенности дворцы, красные и белые тормы,

Гора плоти и костей столь же обширных как океан,

Включая все желаемые объекты я подношу.

Вкушающие с удовольствием, изучение, слушание, медитации, качества теории и практики, пожалуйста увеличьте.

Увеличьте благоприятные условия, удалите неблагоприятные,

Помогите нам на пути мудрости и сострадания.

Монахам, владеющим тремя практиками, пусть будет сопутствовать успех.
Это было написано Тубтеном Вангчугом Джигме Гьяцо при основании этого колледжа. Имеется стих, первоначально отсутствующий, позже в году огненной птицы [наиболее вероятно 1861], когда литургии колледжа редактировались, несравненный, благой мастер Ионгзин Нойон Хан по имени Манджугоша добавил стих:

“Качества теории и практики, пожалуйста увеличьте.”

Как и в большинстве кратких умилостивлений к Шугдэну, здесь нет прямой ссылки на Панчена Сонам Драгпу, только косвенно через упоминание Дрепунг Лоселинга. Однако связь между этими двумя персонажами стала более очевидной в Монголии вскоре после этого.

 


 

1 TBRC Person RID: P5779.

2 E. Gene Smith ; edited by Kurtis R. Schaeffer. (2001). Among Tibetan Texts: History and Literature of the Himalayan Plateau. Boston: Wisdom Publications, p. 122.

3 E. Gene Smith ; edited by Kurtis R. Schaeffer. (2001). Among Tibetan Texts: History and Literature of the Himalayan Plateau. Boston: Wisdom Publications, p. 122.

4 Pozdneev (1971-1977), pp. 330-331.

5 Hyer, Paul and Sechin Jagchid. (1983). Mongolian Living Buddha. Albany: State University of New York Press, p. 55.

6 Hyer, Paul and Sechin Jagchid. (1983). Mongolian Living Buddha. Albany: State University of New York Press, p. 160.

7 Hyer, Paul and Sechin Jagchid. (1983). Mongolian Living Buddha. Albany: State University of New York Press, p. 160.

8 TBRC Person RID: P5778.

9 Dharmatala (1987). Rosary of white lotuses: Being the clear account of how the precious teaching of Buddha appeared and spread in the great Hor country. Wiesbaden: O. Harrassowitz, pp. 345-346.

10 Pozdneev (1971-1977), p. 356.

11 Pozdneev (1971-1977), p. 356.

12 Don Croner's World Wide Wanders Part 2: Mongolia, Selenge Aimag, Amarbayasgalant: “Formerly there were three temples here dedicated to Zanabazar, Dorje Shugden, and the Eighth Bogd Gegen. These were destroyed in the late 1930s.”

13'Jam mgon rgyal ba'i bstan srung rdo rje shugs ldan gyi 'phrin bcol phyogs bsdus bzhugs so (1992), pp. 30-31.

14 This refers to mdung dmar can: Red Vaishravana or Jamsran.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монгольская тханка

 

 

ГЕЛУГ 

Тулку Драгпа Гьялцен

5-й Далай-лама

Джая Пандита

4-й Богдо Гэгэн

Нгаванг Кхедруп

Лама Нюнгне Еше Зангпо

5-й 'Он Гьялсе Ринпоче

Сера Дже Драгри Тхайе

Тричен Тенпа Рабгье

Намкха Тенкьонг

Рабджампа Нгаванг

Трехор Кангсар Ринпоче

8-й Богдо Гэгэн

Серконг Дордже Чанг

Кирти Ринпоче

САКЬЯ 

Морчен Кунга Лхандруб

30 и 31-й Сакья Тризины

33-й, 35-й, 37-й Сакья Тризины

39-й Сакья Тризин

Ритуальный текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАГЬЮ 

Друбванг Дреу Лхас

Дхармараджа Бутана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЬИНГМА 

Шугдэн в Сиккиме

Шугдэн в Непале